Прекрасной рождественской сказке Эрнста Теодора Амадея
Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» в этом году исполняется 200 лет. Самое
время вспомнить одну из полюбившихся сказок детства, и возможно, даже узнать о
ней что-то новое…
Э.Т.А. Гофман (1776-1822 гг.) был разносторонне
развитым человеком, проявившим себя во многих профессиях. Он был не только
выдающимся немецким писателем-романтиком, но и композитором, художником и даже
юристом.
Изначально Гофмана звали Эрнст Теодор Вильгельм, но
будучи преданным поклонником Вольфганга Амадея Моцарта, в 1805 году он изменил
имя.
Э.Т.А. Гофман пользовался большим уважением в России.
Ф.М. Достоевский перечитал все его произведения и на русском, и на немецком
языках. В.Г. Белинский говорил: «Гофман – поэт фантастический, живописец
невидимого внутреннего мира, ясновидящий таинственных сил природы и духа».
Стиль Гофмана – романтические новеллы. Одним из первых
он внес в сказки новые сюжетные повороты, которые до сих пор широко
используются в современном фэнтези.
Возможно, кому-то произведения Гофмана покажутся
трудными для восприятия. Многие люди всю жизнь не понимают и не принимают
фантастику и мистику. Но так бывает с любым жанром, будь то сатира, реализм,
натурализм или что-то еще. Нужно просто найти своего автора. Но все же не стоит
забывать о том, что сказки – это инструкция жизни.
«Щелкунчик и Мышиный король» - сказка Э.Т.А. Гофмана,
опубликованная в 1816 году. На ее сюжет писателя вдохновили игры с детьми его
друга Хитцига. Подобно крестному Дроссельмейеру, Гофман забавлял детей
поделками и сказками. Он дал героям «Щелкунчика» имена своих маленьких друзей –
Фриц и Мари.
Итак, сказка о Щелкунчике начинается с празднования
Рождества в доме Штальбаумов. Девочка Мари находит под елкой куклу-Щелкунчика и
начинает о нем заботиться. Информацию о волшебном мире ей потихоньку сообщает
крестный Дроссельмейер. Но при этом он не вмешивается в те испытания, что
выпадают на долю Мари, предоставляя ей самой решать, как следует поступать. Это
не случайно.
В основе любой сказки лежит обряд инициации –
взросления. Пройдя все испытания, юный герой становится взрослым. Но в эти
испытания не должны вмешиваться старшие, это личное дело юного героя или
героини. Поэтому родители и вовсе не слушают Мари, не верят ей, когда она
рассказывает о том, что куклы ожили и Щелкунчик сражался с Мышиным королем. Это
нужно понимать не в прямом смысле. Вспомните, ведь у каждого из вас наверняка
были такие моменты, когда вы приходите из школы и рассказываете взрослым о
своих проблемах, а они говорят: «Да разве это проблемы! В мои годы ты об этом и
не вспомнишь!» Или: «Я в твои годы об этом не думал и думать не смел!» Словом,
не слушают, не понимают, не отвечают. И это – правильно! Ведь это ваше личное
дело. Так и начинается взрослая самостоятельная жизнь, о которой все мы
мечтаем. И нужно помнить, что обряд инициации меняется со временем. Вы
проходите совершенно не те испытания, что проходили ваши родители, а ваши дети,
в свою очередь, будут учиться вовсе не тому, чему учитесь вы.
Дроссельмейер, как крестный (отвечающий за духовное
развитие), начинает проводить инициацию Мари, а как волшебник, выступает еще и
в роли потустороннего помощника.
Но вскоре в сюжет вступают и потусторонние вредители,
которые тоже всегда должны присутствовать в обряде инициации, а значит, и в
сказке. Здесь это Мышиный король со своей армией. Мыши – символ потустороннего
мира. Щелкунчик должен победить Мышиного короля, чтобы завершить свою
инициацию.
Дроссельмейер снова сообщает Мари сведения о волшебном
мире – через сказку об орехе Кракатук. Оказывается, Щелкунчик – заколдованный
юноша. Он принял на себя заклятие, спасая принцессу Пирлипат, а она его
отвергла. И здесь появляется новый для времени Гофмана прием, который, однако,
очень часто встречается теперь в жанре фэнтези. Это принцип двойничества. Суть
его в том, чтобы показать двух чем-то похожих персонажей, оказавшихся в сходной
ситуации, но сделавших разный выбор. Это часто бывают соперники и соперницы.
Здесь – принцесса Пирлипат и Мари. Мари неоднократно сравнивает себя с
Пирлипат. Но разве в жизни такого не бывает? Зачастую соревнующиеся люди
одновременно и очень похожи друг на друга, но и различаются в своих принципах.
Вы наверняка сможете вспомнить такое и из своей жизни.
Итак, Пирлипат отвергает Щелкунчика из-за того, что он
утратил свою красоту. А Мари, напротив, готова во всем помогать ему. Так
любить, как Мари, дано не каждому. Ее преданность и самоотверженность помогают
Щелкунчику одержать победу и вновь обрести человеческий облик.
Конец сказки тоже нов и необычен для того времени.
Дело в том, что герой сказки должен проходить инициацию в потустороннем мире –
в непривычном для него пространстве. По окончании своих испытаний он
возвращается домой. А Мари уезжает вместе со Щелкунчиком в его мир. Это сейчас
во многочисленных фэнтези герои остаются в волшебном мире и это считается
положительным концом. Гарри Поттер, Белла из «Сумерек» и многие другие
изначально созданы для потустороннего мира. А во времена Гофмана это было
новаторством. Но Мари дано больше, чем всем остальным героям сказки. Она тесно
связана с тонким миром, потому в нем и остается.
В 1892 г. в Мариинском театре впервые появился балет
П.И. Чайковского «Щелкунчик». Он вошел в мировую балетную классику. Эта музыка
– гордость России и достояние всего мира.
Источник>>>
Источник>>>
Комментариев нет:
Отправить комментарий