понедельник, 26 декабря 2016 г.

Щелкунчику - 200 лет!


Прекрасной рождественской сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» в этом году исполняется 200 лет. Самое время вспомнить одну из полюбившихся сказок детства, и возможно, даже узнать о ней что-то новое…

Э.Т.А. Гофман (1776-1822 гг.) был разносторонне развитым человеком, проявившим себя во многих профессиях. Он был не только выдающимся немецким писателем-романтиком, но и композитором, художником и даже юристом.

Изначально Гофмана звали Эрнст Теодор Вильгельм, но будучи преданным поклонником Вольфганга Амадея Моцарта, в 1805 году он изменил имя.

Э.Т.А. Гофман пользовался большим уважением в России. Ф.М. Достоевский перечитал все его произведения и на русском, и на немецком языках. В.Г. Белинский говорил: «Гофман – поэт фантастический, живописец невидимого внутреннего мира, ясновидящий таинственных сил природы и духа».

Стиль Гофмана – романтические новеллы. Одним из первых он внес в сказки новые сюжетные повороты, которые до сих пор широко используются в современном фэнтези.
Возможно, кому-то произведения Гофмана покажутся трудными для восприятия. Многие люди всю жизнь не понимают и не принимают фантастику и мистику. Но так бывает с любым жанром, будь то сатира, реализм, натурализм или что-то еще. Нужно просто найти своего автора. Но все же не стоит забывать о том, что сказки – это инструкция жизни.
«Щелкунчик и Мышиный король» - сказка Э.Т.А. Гофмана, опубликованная в 1816 году. На ее сюжет писателя вдохновили игры с детьми его друга Хитцига. Подобно крестному Дроссельмейеру, Гофман забавлял детей поделками и сказками. Он дал героям «Щелкунчика» имена своих маленьких друзей – Фриц и Мари.

Итак, сказка о Щелкунчике начинается с празднования Рождества в доме Штальбаумов. Девочка Мари находит под елкой куклу-Щелкунчика и начинает о нем заботиться. Информацию о волшебном мире ей потихоньку сообщает крестный Дроссельмейер. Но при этом он не вмешивается в те испытания, что выпадают на долю Мари, предоставляя ей самой решать, как следует поступать. Это не случайно.

В основе любой сказки лежит обряд инициации – взросления. Пройдя все испытания, юный герой становится взрослым. Но в эти испытания не должны вмешиваться старшие, это личное дело юного героя или героини. Поэтому родители и вовсе не слушают Мари, не верят ей, когда она рассказывает о том, что куклы ожили и Щелкунчик сражался с Мышиным королем. Это нужно понимать не в прямом смысле. Вспомните, ведь у каждого из вас наверняка были такие моменты, когда вы приходите из школы и рассказываете взрослым о своих проблемах, а они говорят: «Да разве это проблемы! В мои годы ты об этом и не вспомнишь!» Или: «Я в твои годы об этом не думал и думать не смел!» Словом, не слушают, не понимают, не отвечают. И это – правильно! Ведь это ваше личное дело. Так и начинается взрослая самостоятельная жизнь, о которой все мы мечтаем. И нужно помнить, что обряд инициации меняется со временем. Вы проходите совершенно не те испытания, что проходили ваши родители, а ваши дети, в свою очередь, будут учиться вовсе не тому, чему учитесь вы.

Дроссельмейер, как крестный (отвечающий за духовное развитие), начинает проводить инициацию Мари, а как волшебник, выступает еще и в роли потустороннего помощника.
Но вскоре в сюжет вступают и потусторонние вредители, которые тоже всегда должны присутствовать в обряде инициации, а значит, и в сказке. Здесь это Мышиный король со своей армией. Мыши – символ потустороннего мира. Щелкунчик должен победить Мышиного короля, чтобы завершить свою инициацию.

Дроссельмейер снова сообщает Мари сведения о волшебном мире – через сказку об орехе Кракатук. Оказывается, Щелкунчик – заколдованный юноша. Он принял на себя заклятие, спасая принцессу Пирлипат, а она его отвергла. И здесь появляется новый для времени Гофмана прием, который, однако, очень часто встречается теперь в жанре фэнтези. Это принцип двойничества. Суть его в том, чтобы показать двух чем-то похожих персонажей, оказавшихся в сходной ситуации, но сделавших разный выбор. Это часто бывают соперники и соперницы. Здесь – принцесса Пирлипат и Мари. Мари неоднократно сравнивает себя с Пирлипат. Но разве в жизни такого не бывает? Зачастую соревнующиеся люди одновременно и очень похожи друг на друга, но и различаются в своих принципах. Вы наверняка сможете вспомнить такое и из своей жизни.

Итак, Пирлипат отвергает Щелкунчика из-за того, что он утратил свою красоту. А Мари, напротив, готова во всем помогать ему. Так любить, как Мари, дано не каждому. Ее преданность и самоотверженность помогают Щелкунчику одержать победу и вновь обрести человеческий облик.

Конец сказки тоже нов и необычен для того времени. Дело в том, что герой сказки должен проходить инициацию в потустороннем мире – в непривычном для него пространстве. По окончании своих испытаний он возвращается домой. А Мари уезжает вместе со Щелкунчиком в его мир. Это сейчас во многочисленных фэнтези герои остаются в волшебном мире и это считается положительным концом. Гарри Поттер, Белла из «Сумерек» и многие другие изначально созданы для потустороннего мира. А во времена Гофмана это было новаторством. Но Мари дано больше, чем всем остальным героям сказки. Она тесно связана с тонким миром, потому в нем и остается.
 
В 1892 г. в Мариинском театре впервые появился балет П.И. Чайковского «Щелкунчик». Он вошел в мировую балетную классику. Эта музыка – гордость России и достояние всего мира.

Источник>>>